Сегодня информагентство «Известия» публикует знаковое интервью с замминистра здравоохранения Павлом Пугачевым. В ближайшее время в России появятся новые медицинские сервисы, которые позволят пациентам хранить все свои анализы и результаты исследований в «облаке», видеть подробные сведения обо всех поликлиниках, больницах и врачах, быстрее и удобнее записываться на прием.
Мы публикуем тезисы ответов представителя Минздрава о том, каких перемен всем нам ждать от здоровьесберегающего ведомства страны.
Электронные больничные
С 1 января этого года мы нормативно закрепили отказ от бумаги в отношении больничных листов. Бумага полностью ушла в прошлое.
Одно из очевидных преимуществ — электронный больничный невозможно потерять, он доступен вам на портале госуслуг. Информацию о вашем работодателе теперь не обязательно сообщать врачу, достаточно номера СНИЛС, по нему Фонд социального страхования (ФСС) сам найдет ваше место работы по данным Пенсионного фонда. Сведения о заболевании также останутся между вами и лечащим врачом, поскольку эти данные не передаются ни работодателю, ни в ФСС.
Как результат, снижается нагрузка на медицинских работников по заполнению бумажных бланков, ускоряется получение данных работодателем, исключаются ошибки при заполнении и необходимость повторного визита для переоформления. В итоге граждане получают удобный сервис, тратят меньше времени и нервов на бумажную волокиту.
Речевые модули
Когда появился «Омикрон», нагрузка на участковых и дежурных врачей выросла в кратном размере. В этот же период Минздрав выпустил приказ, который дал основание опрашивать больных дистанционно без визита в поликлинику. Для этого были разработаны речевые модули, которые позволили врачам принимать решение, оставлять ли пациента лечиться дома, вызывать к нему врача на дом или немедленно госпитализировать. Если бы не телемедицина, врачи просто не справились бы с потоком больных.
Краеугольный вопрос телемедицины
Единственный вопрос, по которому медицинское сообщество занимает принципиальную позицию, — дистанционная постановка диагноза при первичном приеме. Почему-то коммерческие сервисы, как только заходит разговор про телемед, в ультимативной форме заявляют, что без дистанционной постановки диагноза развитие телемедицины невозможно.
Чтобы поставить точку в этом вопросе, мы даже провели этический комитет в здравоохранении, на котором рассмотрели данный вопрос. Вердикт медицинского сообщества однозначен — риск дистанционной постановки диагноза при первичном приеме существенно превышает пользу. Но и без этого у телемедицины и дистанционного мониторинга здоровья большое будущее.
Полная цифровизация услуг
Сделать запись к врачу удобной, медицинские документы и справки доступными в электронном виде каждому гражданину — наша ключевая задача.
Мы искренне убеждены, что только удобные сервисы могут стать массовыми и заслужить доверие граждан. Наша задача — переводить в формат электронных документов с QR-кодом как можно больше медицинских бумаг, чтобы дать возможность всегда иметь их под рукой на «Госуслугах» и использовать там, где это необходимо.
Единый цифровой профиль пациента
Взять ту же вакцинацию: кто из нас помнит, какие прививки нам делали на протяжении жизни? Получается, что только мама знает, какие прививки есть у ребенка. Возможно, в школе и детском саду тоже хранится эта информация. Многие, чтобы «вспомнить», сдают дорогостоящие анализы, которые показывают наличие антител к той или иной инфекции. Так что собранная информация о вакцинации более 80 млн граждан может стать первым шагом к формированию цифрового медицинского профиля пациента.
Электронный реестр новорожденных и умерших
Точка входа — это реестр новорожденных. Родился ребенок, у него есть мама и папа с наследственными и приобретенными заболеваниями. И то, как ребенок появился, где он появился, определяет очень многое. А точка выхода, как бы печально ни звучало, ведь в медицине радость и скорбь всегда рядом, — реестр медицинских свидетельств о смерти. В некотором смысле он даже важнее, поскольку дает информацию, почему, где и от чего человек умер.
Имея объективный показатель причины смерти, можно понять: когда в последний раз этот человек был у врача, ходил ли он к нему регулярно, как и чем лечился — это краеугольные данные для организаторов здравоохранения в регионах и на федеральном уровне.
Проект «Персональные медицинские помощники»
Мы активно развиваем сервисы дистанционного мониторинга пациентов с хроническими заболеваниями. Рассчитываем, что первые пилотные проекты начнутся в регионах уже в этом году. Для старта мы планируем реализовать дистанционные сервисы для людей с артериальной гипертензией и сахарным диабетом.
В рамках выставки «Цифровая индустрия промышленной России», которая совсем недавно прошла в Нижнем Новгороде, был продемонстрирован первый отечественный электронный стетоскоп, который позволяет слушать сердце и легкие на расстоянии.
Что ждет уже завтра?
Мы хотим перезапустить сервис записи к врачу. Это наш флагманский проект, и необходимо существенно повысить индекс потребительской лояльности к данному продукту. Ситуация осложняется тем, что формально на «Госуслугах» этот сервис предоставляет Минздрав России, а по факту услугу оказывает более 10 тыс. медицинских организаций регионального и муниципального подчинения.
Наша задача сейчас — провести технологический аудит его работы в регионах, настроить инструменты мониторинга доступности записи в разрезе каждой медицинской организации, выработать и нормативно закрепить единые подходы к ведению расписания врачей первичного звена.
Что ждет послезавтра?
Мы должны устранить барьеры для полного перехода медицинских организаций на электронный документооборот. Сейчас стоп-фактором является позиция контролирующих органов на местах, которые по привычке требуют с медицинских организаций бумажные медкарты.
Что это даст людям? Сформированные в электронном виде медицинские документы должны стать доступны гражданам на портале госуслуг в личном кабинете «Мое здоровье». Кроме этого, мы с согласия граждан готовы будем предоставить им облачное хранилище медицинских документов в единой информационной системе Минздрава с доступом к ним через «Госуслуги». Это будет своего рода медицинский файловый хостинг — государственный сервис, куда пациент сможет сам загрузить и хранить в одном месте все свои анализы, инструментальные исследования и куда лаборатории и медицинские организации смогут присылать эти результаты обследований сами.
Следующим шагом должно стать предоставление доступа к данным документам своим лечащим врачам для консультации или получения второго мнения.
Помогут ли сервисы найти врача пациенту?
Мы сейчас перезапускаем два ключевых ресурса о системе здравоохранения, которые позволят гражданам иметь удобный доступ к информации — федеральный реестр медицинских организаций и федеральный регистр медицинских работников. Эти ресурсы будут содержать самую полную и актуальную информацию о профиле деятельности медучреждения и его возможностях, сведения обо всех работниках. Раньше это были технологические ресурсы для внутреннего пользования, сейчас они станут доступны для граждан и врачей, чтобы сделать официальную информацию максимально доступной.
Цифровая система: «врач – пациент»
Только представьте: пациент приходит на прием к врачу, показывает ему свой QR-код в мобильном приложении «Мое здоровье», а врач — свой QR-код. Специалист автоматически добавляется к пациенту в список «Мои врачи», а пациент дает ему доступ к своим медицинским документам, например к анализам, которые сдал перед приемом или которые у него были сданы в предыдущие годы. Врач сразу увидит динамику и историю болезни, а также какие обследования уже были проведены, а какие еще необходимо сделать и так далее.